Голубой поток – Структурированное финансирование (2000)
Проект «Голубой Поток» («Проект») является уникальным по своей сложности и набору инновационных финансовых решений, реализованных в сложной рыночной ситуации. Проект был разработан вскоре после российского финансового кризиса 1998 года в условиях, когда международные финансовые рынки были практически закрыты для российских заёмщиков. Тем не менее, для реализации Проекта было привлечено около 3 млрд долларов США долгового и акционерного финансирования. Финансовая структура Проекта содержит все классические элементы технологии «проектного финансирования», творчески переработанные и адаптированные с учётом специфики экономической ситуации в России. Мы уверены, что опыт, приобретённый в ходе этой сделки, поможет в организации финансирования и других крупномасштабных проектов на российском рынке.
Ниже приведены основные параметры Проекта, а также описание финансовой структуры и основных проблем, решённых в ходе организации финансирования.
Морская часть проекта «Голубой Поток»
Проект предполагает сооружение газопровода с территории Российской Федерации в Турцию по дну Чёрного моря. Максимальная глубина прокладки трубы – 2 150 м. Полная длина газопровода – 760 км. Этот маршрут на 980 км короче альтернативного сухопутного варианта и позволяет решить вопросы платы за транзит и несанкционированного отбора газа.
Голубой поток – структура финансирования
СТГ – соглашение о транспортировке газа
КПГ – контракт на поставку газа
ППС – проектирование, поставки, строительство
Сооружение подводной части газопровода реализовано в рамках совместного проекта ОАО «Газпром» и итальянского газового концерна ЭНИ/СНАМ. Участие зарубежного инвестора с высоким кредитным рейтингом послужило основой структуры проектного финансирования Проекта и позволило предоставить дополнительный комфорт кредиторам.
Мы хотели бы отметить следующие ключевые и инновационные элементы финансовой структуры:
- 100 % покрытия затрат путём привлечения долгового и акционерного финансирования из разных источников
- Применение специального транспортного тарифа, покрывающего потребности Проекта в денежных средствах; устранение рыночного риска; возврат на инвестиции на заранее согласованном уровне; экономические показатели инвесторов регулируются ценой газа на входе в газопровод, определяемой как цена по контракту с покупателем минус транспортный тариф
- Применение финансового свопа: использование несвязанных средств СНАМ для покрытия части затрат «Газпрома» на обслуживание долгового финансирования в обмен на увеличение доли связанных кредитов АЭК под гарантии Газпрома
- Увеличение кредитоёмкости обеспечения достигнуто путём использования специального профиля погашения кредитов с «утяжелённым хвостом»
- Использование общего обеспечения для различных групп кредиторов –разрешение потенциальных противоречий между ними
- Стабильный преференциальный налогово-правовой режим Проекта через поддержку на государственном уровне, включая Российско-турецкое межправительственное соглашение и Налоговый протокол, Налоговое освобождение в Нидерландах, Комфортное письмо Правительства РФ, лицензия ЦБ РФ и др.
- Минимизация рисков конвертации / обязательной продажи российского рубля с помощью использования структуры эскроу-счетов; получение разъяснения Правового департамента Администрации Президента РФ по вопросу конвертации